8 (8793) 32-56-68     ·       8 (961) 45-47-107
  О НАС     ·       КОНТАКТЫ

НАШИ КУРСЫ

«Читай-ка»

«Читай-ка»

Как строятся занятия курса «Читай-ка»? В основе наших занятий лежит методика Н.Зайцева . Работаем по ней мы уже 7-й год. Работа организуется таким образом, что ребёнок с первых минут пребывания на занятии сразу погружается в образовательное пространство. Никаких занудных бесед о том как полезно и нужно научиться читать, никакой зубрежки.

. Основой метода является аксиома "Путь к чтению лежит через письмо".

Ребенку с первого же занятия предлагаются сразу все кубики Зайцева, ведется работа по таблицам. Кубики и таблицы - это элементы СИСТЕМЫ — сложной, полноценной, где все элементы стоят на своих местах, взаимосвязаны и, главное, научно обоснованы

Таблица к кубикам — это не простое дополнение. Это матрица русского языка. Работая с ней, малыши знакомятся с устройством фонетической системы, классификацией звуков русской речи, складовым принципом прочтения и написания слов. И начнём мы с самого простого и естественного вопроса, который может возникнуть в начале первого занятия: «Как тебя зовут?»
Малыш с помощью преподавателя выкладывает из кубиков свое имя, прописывает его по таблице, гремит-звенит кубиками.

На занятии мы используем множество материалов из методики Зайцева: кубики, таблицы, карточки, попевки, плакаты-объяснялки. Младшие очень любят пропевать таблицу с буквами, активно топая и хлопая. Каждое занятие добавляются новые игры, периодически возвращаемся к прежним, уже полюбившимся. Строим поезд из кубиков, играем в меткого стрелка, ходим в магазин, играем в классики и многое-многое другое. В конце занятия обязательно лепим или делаем аппликацию буквы, выполняем письменное задание.

Более старшие дети собирают сложные слова из кубиков, сначала по образцу на карточке, потом самостоятельно. Работа усложняется, учимся ставить ударение, заглавные буквы. Активно используем распечатанные крупным шрифтом тексты, стихи. Стараемся брать тексты классиков, из фольклора. Читаем хором, по очереди, по ролям. Изучаем знаки препинания, орфограммы (жи-ши, безударная гласная и т.д.)

Каждый ребенок приносит с собой обязательную «Читальную тетрадку». Для малышей туда вклеиваются слоги, «песенки кубиков», звукоподражательные слова. Старшие получают задания со стихами, пословицами, сказками, небольшими текстами для чтения по ролям. Дети знают, что эту тетрадку нужно открыть дома, почитать с мамой, а потом и самостоятельно.

Методика Зайцева сама по себе самодостаточна, на ее основе можно выполнить множество видов работ и решить разнообразные педагогические задачи. Дополняем мы ее тем, что каждую неделю подробно изучаем очередную букву, занятия обычно тематические, развиваем тему интеллектуального курса (время года, посуда, птицы и т.п.)

Обязательны логические задачи: ребята на наших занятиях очень любят разгадывать ребусы, кроссворды, проходить лабиринты.

Наряду с соревновательными подвижными играми, каждый ребенок работает по мере своих возможностей. Ни в коем случае не сравниваем детей друг с другом, у каждого свой темп развития, невозможно предсказать, когда именно малыш зачитает. Но у каждого, помимо самого чтения, появляется множество умений и навыков. Развивается слух (кубики звучат по-разному), следя за указкой по таблице, расположенной довольно высоко, тренируются глаза, не портится осанка, т.к. нет долгого сидения за столом. Ребенок учится мыслить логически, анализировать, сопоставлять. Главный итог занятий – желание узнать еще как можно больше, желание учиться, уверенность в своих силах. Показательно, когда то и дело слышишь: «Давайте еще! Это моя любимая игра!»

Как-то у Зайцева приводился

пример с морковкой. Как ты ее ни тяни из земли за хвостик, она не

созреет, пока не придет время. Дорогие родители, не надо торопить своих

детей, мол, вот другой уже читает, а ты нет. Это только расстроит

ребенка, зародит неуверенность в своих силах. Придет время, и он выдаст

накопившиеся знания. Не надо тешить свое самолюбие, ведь так уже хочется

похвастаться перед знакомыми : «А мой читает!» Главное – не отбить

охоту учиться, позитивно настраивать малыша, радоваться успехам.


Пособие "Кубики Зайцева" состоит из:

1. таблиц, в каждой из которых в определенной системе расположены все склады русского языка (чего нельзя сделать со слогами): в одной - по признакам звонкости-глухости, где четко видны парные и непарные звонкие и глухие, а в другой - по твердости-мягкости;

2. набора разверток кубиков, которые надо приготовить в строгом соответствии с инструкцией, к ним приложенной. Кубики делятся на 12 видов, многие из которых в наборе в единственном экземпляре. И хотя частично острота проблемы снята - для наиболее часто встречающихся складов в пособии существуют повторные кубики, т.е. по 2 экземпляра, - тем не менее, начинается целый ряд проблем их нехватки, который можно предотвратить с самого начала, приобретая не один набор, а три (для групп).

Классификация кубиков соответствует общепринятой дифференциации букв и звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие), т.е. все знания, которые необходимо иметь детям, уже изначально заложены в пособии. Дети смогут получить представления о них исподволь, не используя ничего не говорящих непонятных терминов. Для них кубики будут "железными" (звонкие), "деревянными" (глухие), "золотыми" (гласные) по цвету и издаваемому звуку, большими (твердые) и маленькими (мягкие) по объему, цвету и диапазону звучания. Но и эти понятия станут родными благодаря не столько назойливому привлечению к ним внимания, сколько постоянным манипуляциям кубиками с более интересными для детей целями. Для дошколят представляет известную сложность разобраться с научными терминами, да и опыт показывает, что знания о них не способствуют более быстрому приобретению навыка чтения, а способы их приобретения в ряде случаев - наоборот. Терминология, предложенная Зайцевым, гораздо ближе к опыту детей. Она более доступна многим органам чувств и, следовательно, пониманию: железные, деревянные, золотые - по цвету, звуку и, в определенной мере, по весу; большие и маленькие - по высоте звучания и объему. Подтверждает зрение, слух, осязание. Обратите внимание: слияние твердых согласных с гласными требуют большего объема полости рта, а мягких - меньшего, что и подтверждает объем руки, берущей кубик. "Двойные" кубики необычны тем, что ими определяется зрительный образ грамотного написания, а фонетический образ будет неоднократно подкрепляться педагогом.

Слово ЧАЩА через Я написать невозможно - складов ЧЯ и ЩЯ не существует ни в таблице, ни в кубиках. В результате дети вынуждены использовать только грамотные образцы написания. А это остается в произвольной памяти гораздо ярче, чем знаменитое "ЧА-ЩА - пиши через А". Также дело обстоит и с ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ и, кстати, с ЖЕ-ШЕ-ЧЕ-ЦЕ (что в школьную программу почему-то не входит вообще!).

Достоинства инструментов Зайцева по обучению чтению и грамотному письму

1. Пособия универсальны для любой аудитории (возраста, уровня развития, количества участников, поставленных задач и т.д.).

2. Все традиционные знания даны в наиболее полном объеме (повторюсь, гораздо больше обязательной возрастной программы), в систематизированном виде, исключающем любую "лишнюю" или "засоряющую", т.е. неработающую на грамотность, информацию. А это позволяет педагогам любого профиля использовать пособия по необходимости как средство для решения своих дидактических задач (в качестве основного или параллельного содержания обучения) на основе детских жизненных интересов под руководством взрослых.

3. Система дает возможность не отказываться сразу от принятых методик тем, кому это трудно, а использовать пособия в качестве дополнения для развития имеющихся программ.

4. Пособия воздействуют на многие органы чувств:

- цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз; текст крупный и виден издалека;

- расположенный в разных местах помещения, тренирует мышцы глазного яблока на дальность зрения;

- уход от красно-сине-зеленых сочетаний цветов в символике звукобуквенного анализа позволил избежать цветовой "разодранности" слов при зрительном восприятии;

- кубики издают звуки разного тембра и высоты, и педагог будет много раз "озвучивать" их сам (петь, называть) и использовать сольное и хоровое исполнение - все это позволит создавать музыкально-эмоциональные эстетические ассоциации;

- часто находясь в руках у детей, пособия разного размера будут воздействовать на мелкую мускулатуру рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта;

- если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий,

- предоставленные детям в свободное пользование позволяют развиваться в собственном темпе и в перспективе выходить на истинное само- и со-образование.

5. За наименьшую фонематическую единицу языка безоговорочно принят склад. По мнению автора пособий, предпосылки для осознанного деления на буквы и звуки появятся гораздо позже, чем мы и сможем воспользоваться на следующем "витке" развития интеллекта. А пока дошколятам, особенно младшего и среднего возраста (равно как и иноязычным в процессе освоения чужого для них языка), гораздо легче и увлекательней общаться с грамотно выложенной системой русского языка, радостно непроизвольно запомнить ее и наполнить смыслом текст. Вся игротека будет направлена на это.

Для тех, кто не знает или забыл, еще со времен Л.Н.Толстого складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Проверьте себя: Е-ЛЬ, МЯ-Ч, О-К-НО, КУ-К-ЛА, С-ЛО-НЫ… Детское ухо слышит после каждого согласного гласный, даже если его на письме нет. Представьте, как напишет ребенок слово "мотоцикл" - правильно, "матацыкал". И совсем не потому что неграмотный, просто пишет как слышит, а слышит гораздо чутче, чем взрослый... И именно по складам гораздо легче научиться переносить, нежели по слогам. Попробуйте проверить себя в слове СЕ-С-Т-РА: 2 слога, 4 склада. По современным канонам грамматики переносить можно в любом из отмеченных мест, а вот безусловную границу между слогами определить довольно сложно.

6. Возможность каждому учиться читать наиболее удобным для него способом.

К чтению многие детишки приходят по-разному: кому-то легче разобраться в письменности через склады (т.е. в нашем случае, собирая из наименьших фонематических единиц), но существует большое количество детей, которые начинают читать сразу словами, не изучая букв, в основном через слова, часто появляющиеся в поле зрения и хорошо знакомые. Не меньше детей приходят к чтению сразу через текст. Вспомните, как полуторагодовалый малыш водит пальчиком по только что прочитанному мамой: "Посадил дед репку..." (разве он этот текст собирал из знакомых букв?). Правда, многие мамы считают, что малыш "просто запомнил, где я читала". А что же это, как не начало чтения?!

В традиционных (и не очень) методиках к чтению идут в основном через знание букв и "постановку навыка слияния".

Аксиомы организации образовательного пространства .

I. Весь инструментарий кроме незначительных деталей дается в руки сразу с первого дня. Разными будут цели, задачи, приемы, возраст, ситуации… - т.е. игры. Они будут служить отправными точками в развитии самой развивающей среды.

II. Никакой опоры на псевдопроизвольность внимания и памяти! Даже Вы не можете заставить себя что-либо сделать, если не определили конкретно цель, зачем Вам это нужно. А если она появилась у детей (узнать, поиграть, сделать), надеюсь, под Вашим руководством, их внимание и память активизировать не придется. Лишь бы не тормозили... Значит, решаем - не "под каким соусом впихнуть", а как вместе определить дидактические и воспитательные (для себя) и содержательные (для группы) цели интересной игры.

При этом ставится табу на назидания, наставления, подачу готовых знаний, правил и т.д.! Их запрещается прятать и за разного рода "развлекалочками" (все равно почувствуют и соответственно отреагируют). Итак, только неподдельное увлечение процессом игры, совместный поиск решения на равных и право любого ребенка на уважение его собственного мнения.

III. Категорически исключить из лексикона слова "нет" и "неправильно". За ними стоят отрицание программы детей и оценка их вместо анализа ситуации. Вместо этих слов допускаются грамотный образец взамен ошибочного и доступные пониманию правила игры. Только тогда это не педагогический ожог, а помощь, воспринимаемая детьми позитивно. И если на занятиях стоит атмосфера свободы - дети не боятся ошибиться, и это со временем происходит все реже.

IV. Учитывать и использовать психофизические особенности детей в педагогических целях:

- желание подражать преподавателю;

- педагогические устремления (им просто необходимо учить друг друга); давно замечено, что активное усвоение знаний происходит исключительно в процессе обыгрывания (проживания), передачи их другим;

- потребность в самоутверждении, т.е. в признании каждого как хорошего и уникального, в стремлении к ощущению комфорта от правильно выбранной позиции по отношению к себе и другим;

- потребность в поиске смысла жизни, что сейчас выражается в неуемной любознательности и желании удовлетворить свой интерес;

- желание играть совместно; важно выстроить игры таким образом, чтобы постепенно повышать уровень согласованных друг с другом решений, действий и ответственности в общих делах;

- потребность в периодических "всплесках" эмоций и двигательной активности.

(Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева. Афанасова Е.Г.)

НАШИ КУРСЫ

  • Скорочтение.

    Скорочтение-это техника быстрого чтения или что -то больше?Цель скорочтения -научить ребенка читать быстро с...

  • Каллиграфия или красивый и правильный почерк.

    В наш цифровой век почерк-проблема многих детей,на первое место многие ставят скорость написания,а не...

  • Хореография

    Хореография -это культура движений,искусство красиво преподнести себя в танце.Чувства ,мысли ,переживания...

  • Ментальная Арифметика

    МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА– это уникальная древневосточная методика гармоничного развития умственных и...

  • Английский курс "Стану Отличником "для школьников.

    Курс по английскому языку для школьников « Стану Отличником!"1.Подготавливает базу для более легкого...

  • Лечебная Физкультура в центре Знайка

    НОВИНКА!!! Лечебная физическая культура в центре Знайка.Лечебная физическая культура это: • Укрепление...

  • Клуб Иностранных Языков центра Знайка

    "Знайка"предлагает следующие направления для школьников:Клуб Иностранных языков "Знайка".Английский и...

  • Студия Актерского Мастерства ВИРТУОЗ

    Новинка!!! Открывается набор в студию актерского мастерства "Виртуоз"Суббота, 12.00!На занятиях дети: Учатся...

  • Восточная Танцевальная Ритмика для Детей.

    НОВИНКА!!!ВОСТОЧНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3-7 ЛЕТ В ЦЕНТРЕ "ЗНАЙКА". ...

  • Математика для дошкольников.

    Существует общее мнение, что математика – «сухая дисциплина» и учить ее неинтересно (хотя и нужно). На...

  • Песочная Анимация

    Куда отправиться с ребенком от 2 лет? Несомненно путешествовать в мир песочного творчества и создавать...

  • "Театральная Студия"

    «Весь мир театр, а люди в нём актёры!» В.Шекспир Добро пожаловать в Театральную Студию центра «Знайка» Для...

  • "Малыш-Дизайнер "

    Новизна и оригинальность курса «Малыш дизайнер» заключается в том, что...

  • "Изобразительное Искусство "

    «Изобразительное искусство» – курсы творческих занятий, рассчитанные на детей от 1,5 лет до 7 лет. Опытные...

  • "Лепка"

    Курс « Лепка из соленого теста» - одно из средств эстетического воспитания. На занятиях лепкой у детей...

  • "Интеллектуальный курс"

    Интеллектуальный курс "Умка", "Будущий Первоклассник". Занятие имеет четкую структуру: -приветствие, ...

  • "Раннее Развитие"

    Раннее развитие в ДЦ «Знайка» Какие методики мы используем и какими принципами руководствуемся на...

  • «Baby- Fitness»

    Малышам раннего возраста требуется движение и им нужны специальные упражнения :*чтобы овладеть своим...

  • «Танцевальная студия»

    Этот вид искусства очень важен для процесса становления личности малыша. Танцевальная студия может стать...

  • «Английски язык для малышей»

    Курс «Английски язык для малышей» ориентирован на детей от трёх лет. «Английский язык для малышей» – это...

  • «Энциклопедия для малышей»

    Курс «Энциклопедия для малышей» преподаётся детям от 4 лет. На занятиях «Энциклопедия для малышей» в...

  • «Шахматный клуб»

    Курс «Шахматный клуб» рассчитан на детей от трёх лет. Занятия в «Шахматном клубе» позволяют постичь азы...

  • «Мир сказок»

    В нашем центре проводятся занятия для малышей от 1,5-2 до 4 лет «Мир сказок». Каждое занятие – это погружение в...

  • «Читай-ка»

    Как строятся занятия курса «Читай-ка»? В основе наших занятий лежит методика Н.Зайцева . Работаем по ней мы...